Караимские Кенассы в Евпатории – место, где обязательно надо побывать

Караимские Кенассы

Народ караимов

Иногда этот народ называют не караимы, а караи.

Караимские Кенасы

Их осталось очень мало – всего 2000 человек во всём мире, и большинство из них — 1700 — живёт в Крыму. Караи говорят на своём языке, и исповедуют свою веру — караизм. Караимы – это и национальность, и религия, основанная на иудаизме. Их народность насчитывает тысячелетнюю историю, их влияние на Востоке было огромным, но сейчас это малый народ, признанный в ООН исчезающим.

Иудеи не признают их полностью своими, считая сектой, потому что караимы священным писанием чтут только Тору, отрицая Талмуд. Их литературный язык и письменность корнями восходят к древнееврейскому, сохранив некоторые слова и обороты, хотя в быту используется диалект, близкий к крымскотатарскому, точнее их влияние на крымских татар было настолько сильным, что крымские татары частично переняли язык караев. Близки у караимов и крымских татар фольклорные обычаи и национальная одежда.

Сейчас караи разговаривают на диалекте «Лешон Татар», дословно переводящийся с еврейского как «Язык татар» и продолжают сохранять самобытность и самоидентичность.

Караимские Кенасы

История создания кенасс

До конца 18 века караимы жили в городе Чуфут-Кале возле Бахчисарая. Но, после перехода Крыма под руку Российской Империи, с них были сняты ограничения на перемещения, и караи ушли из Чуфут-Кале, переселившись в Евпаторию. Чуфут-Кале опустел, и памятью о караимах остались закрытая кенасса и огромное караимское кладбище в лесу.

Переселясь в Евпаторию они построили на новом месте молитвенные дома — кенассы. Сохранились имена создателей кенасс – братья Самуил и Соломон Бабовичи. Соломон занимался финансами и организацией строительства, а Самуил архитектурным проектированием и внешним видом. Результат получился впечатляющим

Караимские Кенасы в Евпатории

В комплекс входят две Кенассы – Малая и Большая, она же Соборная, и несколько служебных помещений. Первой построили Соборную кенассу, закончив её возведение в 1807 году, и, сразу по окончании, приступили к строительству Малой, расположив её на месте древнего храма 16 века, закончив строительство в 1818 году. Позднее кенассы достраивали, но не нарушили первоначальный облик.

Описание кенасс

Храмовый комплекс кенасс сделан по канонам караимской веры. Южная сторона обращена в сторону Иерусалима, а размеры выдержаны по описанию Ветхозаветной скинии – 100х50 локтей, или 60х30 метров.

Бело-розовые здания с колоннами, три светлых дворика анфиладой и фонтан отделаны мрамором.

Караимские Кенасы в Евпатории

На мраморных плитах письмена религиозного содержания и памятные надписи. В 1859 году кенассы посетил император Александр I, и в память этого события в одном из двориков установлен обелиск.

Вначале кенассы использовались по назначению, но при СССР в них размещался музей, затем детский сад, потом БТИ. После распада Советского союза, под руководством главы караимской общины Тирияки, архитектурный ансамбль кенасс был восстановлен и отреставрирован.

Сейчас кенассы открыты для посещения, в них расположены библиотека, музей караимской культуры и кафе национальной кухни. Обычные богослужения проводят в Малой, а праздничные в Соборной кенассе.

Караимские Кенасы в Евпатории

Как добраться

Расположен храмовый комплекс на улице Караимской, 68

Координаты GPS — N 45 11.917 E 33 22.450

Караимские кенассы обязательно надо посетить, находясь в Евпатории. Уникальный и очень красивый комплекс, созданный народом, который нигде, кроме Крыма, больше не живёт

Караимские Кенассы на карте:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector